В тот решающий 2014-й

24.02.201412:00

Сижу на теплом тапчане, на столе кок-чай, парварда, мои любимые къурабье… В багъче поют птицы, спеет ранняя черешня, муж ухаживает за яблонями, инжирами, прививает ветки груши к яблони. Сыновья помогают отцу, Арзы, сидя возле виноградников, гладит кошку. Я исподлобья наблюдаю над происходящим, перебирая четки, перевожу взгляд на родные просторы, улыбаюсь – душа радуется. Вдруг подбегает Арзы, крепко обнимает меня и говорит:

– Анай, можно посижу рядышком?

– Конечно, къызым, что за вопрос?! Ложись на миндер, а головку на мои колени, –говорю я.

– Сагъ ол, Аначыгъым.

Несмотря на свой уже не совсем детский возраст, Арзы всегда любила класть голову на мои колени и о чем-то мечтать, при этом, чтобы я ей о чем-нибудь рассказывала. Пока я ждала ее очередного вопроса, мой взгляд остановился на краешке стола, где одиноко лежал учебник по истории Украины (это Арслан усиленно готовится к экзаменам). Я с интересом потянулась за книгой и, открыв середину, будто бы окунулась в февраль, уже давно ушедшего 2014… Фото пылающего Майдана…Улыбка исчезла с лица.

– Анам, что с тобой? – заметив, спросила Арзы.

– Вспомнила годы революции, балам, – прошептала я.

– Страшно было тогда? – грустно полюбопытствовала дочь.

– А как ты думаешь? – ответила я. – Конечно, было страшно… В те годы, когда мы, будучи студентами, изучали историю Украины, национальный дух, идеи, биографии патриотов, войны, героев, предателей, казалось, это никогда больше не вернется: ни войны, ни революции, ни настоящие герои. Так думала я… Но ход истории, къызым, так быстро меняется, что в те траурные дни, когда власть убивала людей, когда наш Крым глупые и трусливые политики хотели передать в чужие руки, когда утром просыпаешься и узнаешь, что в Киеве была кровавая стрельба по ни в чем не повинным людям, становилось страшно, что же будет дальше – не знал никто.

– История повторяется… – тихо проговорила Арзы.

А у меня внутри что-то перевернулось:

– Алла сакъласын, къызым, от такого!

Еще минут двадцать я сидела на тапчане, гладила волосы Арзы, смотрела на мирное небо, вспоминая тот 2014-й, когда людьми управляли эмоции и здравое желание отстоять право счастливой жизни в своей родной стране, где не властвуют бандиты, где не сажают невинных людей в тюрьмы, где можно свободно высказывать свое мнение, где не нужно платить чиновникам, дабы получить по закону надлежащие документы…Это было так сложно, это было так несправедливо, но то, что тогда случилось было так героически…

– Самое главное, что это было не зря, Арзы! – вдруг уверенно проговорила я.

Пусть Аллах убережет нас от таких тяжелых испытаний.

– Амин, Аначыгъым, – проговаривая, резво поднялась Арзы и побежала помогать братьям.

Я, счастливая и спокойная, улыбалась им вслед, перебирала четки и думала, каким все-таки долгим был путь полного восстановления прав нашего народа, возвращение внуков на исконные земли предков. И, возможно, если бы не тот переворот в 2014, когда и наши упорно не склоняли головы перед действующей властью, то поиск этого пути справедливости был бы еще дольше. На все воля Всевышнего…