Эминек Ширинский – путь к власти

07.07.201418:40

Тамга ШИРИНОВ

Крым, осень 1473 год. Только что с почестями был погребен в родовом дюрбекарач бей Мамак Ширинский – глава самой влиятельной династии Крымского ханства. Как и следовало ожидать, тут же на его место стали предъявлять претензии наследники. Среди них были братья, сыновья и племянники Мамака.

Однако без решения крымского хана МенглиГирая никто из них не имел права самостоятельно занять место главы рода. Но молодой хан не торопился объявлять официального приемника из рода Ширин. Еще некоторое время он пребывал в раздумьях, пока консулы генуэзских фактории в ханстве не решились ходатайствовать перед ханом за свою кандидатуру. Они аргументировали это тем, что для их спокойствия и благополучия будет лучше, если карач беем станет ЭминекШиринский…

Эминек был ярким представителем династии Ширинских. Нельзя сказать, что он не использовал для достижения своих целей интриги, политические козни и даже войну. На пути к власти этот честолюбивый человек не останавливался ни перед чем. И сегодня можно с уверенность сказать: вступая в борьбу за влияние в еще молодом Крымском ханстве, ЭминекШиринский становится одним из тех лидеров, которым удалось повлиять на ход истории государства Гираев.

Что касается его родословной, то источники, которые дошли до нас, к сожалению, не едины во мнении: одни считают, что он был вторым сыном Мамак бея, а другие – что он приходился ему родным братом.

Ширины занимали не только пост первого карач бея, они также были наместниками генуэзских факторий в первые десятилетия Крымского ханства. Этим правом их наделили крымские ханы и главная функция тудуна, а именно так звучал этот титул, заключалась в решении возникающих споров между местным крымскотатарским населением и генуэзцами. Более того, это была не только почетная, но еще и доходная должность. Поэтому генуэзцы были сами весьма заинтересованы в том, кто будет занимать ее после смерти Мамак бея – человека мудрого и справедливого.

Эминек же был из тех, о ком говорят: он берет судьбу в свои руки. Харизматичный, энергичный твердо знавший, чего хочет от жизни, он сближается с генуэзской элитой. Пока Менгли Гирай хан пребывал в раздумьях о назначении, так как был еще один претендент Кара мурза, старший сын Мамака, в игру неожиданно вступает вдова самого Мамак бея. Властная женщина считает, что наследовать должен второй сын Шейдак (в других источниках его имя Сертак) и начинает хлопотать об утверждении на эту должность своего сына. Она подкупала дорогими подарками влиятельных генуэзцев. Однако ее интриги не увенчались успехом. Генуэзский консул, приехавший просить к хану тудуномЭминека, рассказал ему о происках вдовы. Возможно, именно эта новость и ускорила решение. Менгли Гирай хан на официальной церемонии назначает главой рода Ширинов и одновременно тудуномЭминек бея.

О том, что сам Эминек бей склонял генуэзцев на свою сторону, говорит письмо консула АнтониоттоКабеллы в Геную, адресованное протекторам банка Св. Георгия: «Новый префект Капании Эминек до своего избрания сделал нам большое и выгодное обещание, что, мол, покажет себя истинным сыном Кафы, никогда не отступит от ее советов и сделает все возможное, чтобы приобрести расположение консула… Однако с тех пор, как он избран, он не перестает испрашивать милостей от нас и от хана, которого он осаждает постоянными просьбами». В этом письме также говорится о том, что Эминек настолько возвысился, что посчитал для себя возможным решиться на неслыханную дерзость, а именно, во время визита МенглиГирая в Кафу просить дать ему в жены саму анабеим-султан – мать хана! На что Менгли Гирай резко заявил, что он скорее потеряет престол отца и жизнь, чем дойдет до подобного унижения! Не бывать такому, чтобы вдова хана стала супругой одного из своих подданных!

Этот инцидент и положил начало ссоре между МенглиГираем и Эминеком. Но окончательно разозлил хана самовольный и ничем не оправданный поступок Эминека. Последний, позабыв данную им клятву верности хану, и без позволения главы государства взял на себя ответственность начать переговоры с османами, призывая их вмешаться в крымские дела. Узнает об этом Менгли Гирай из доноса кафинского казначея давнего недругаЭминека. Своим указом хан смещает Эминека с должности и приказывает доставить ко двору. Но тот успевает бежать в Черкесию.

Генуэзцы снова обращаются с прошением к хану дать им на этот разШейдака, при этом очевидно не забывают намекнуть, что в их крепости все еще находится старший брат хана и одновременно соперник Нур-Девлет, который при случае может оказаться на воле. Менгли Гирай обещает консулу, что сделает все возможное, чтобы назначить их кандидатуру. Но против этого решения восстает крымская аристократия, которая не хотела видеть главой рода Ширин Шейдака. Менгли возражать, но это не помогает.

А тем временем Эминек, находясь в изгнании шлет к османскому султану МехмедуФатиху письма, в которых предлагает свою помощь и сотрудничество, если османы объявят войну Крымскому ханству. К сожалению, у Эминека были сторонники в самом Крыму, с ними он поддерживает связь и призывает их сместить хана. А уже в феврале 1475 года тайно Эминек и его сторонники отправляют в Стамбул доверенное лицос посланием, в котором сообщают султану, что крымскотатарская знать взывает к нему о помощи избавить их от присутствия на полуострове итальянцев. Фатих в это время готовился к военному походу на острова Архипелага. Но, получив хорошую весть, изменил свои планы. Теперь его целью стала Кафа.

А между тем весной 1475 года в Кырк-Ере молодой хан Менгли Гирай под нажимом знати вынуждено оставляет трон своему брату Айдеру и уезжает в Кафу.

Узнав о фактическом смещении МенглиГирая, Эминек возвращается в Крым. С новым ханом Айдером его связывает давняя дружба. Айдер, все еще опасаясь влияния МенглиГирая, позволяет Эминеку собрать под свои знамена войско и, согласовав военный план с османами, идти под стены Кафы. Это произошло 31 мая 1475 года.

Когда османский флот, направленный Фатихом в Кафу, под руководством великого визиря Гедика Ахмеда паши подошел к городу и стал высаживаться на берег, к нему присоединилось войско Эминека во главе с неким военачальником Басса. Именно этот военачальник и заключил от имени жителей Крыма с визирем договор о взаимопомощи.Менгли Гирай оказался в османском плену, а вот племянник ЭминекаШейдак был найден и убит. Печальная участь ждала и последнего генуэзского консула Кафы.

Казалось бы, Эминек добился того, чего хотел. Генуэзцы были изгнаны из Крыма, а он снова занял первое место в Диване и после крымского хана был фактически первым лицом государства. Но, как казалось, радости ему это не принесло. Против него начали плести заговоры его родственники, которые вступали с ним как в открытое противостояние, так и пытались отправить его к праотцам, подсылая убийц. А вчерашний покровитель в лице султана МехмедаФатиха, не только не считался с ним, но и своими приказами, использовал военные силы ханства в своих целях. Так уже на следующий год К моменту возвращения Эминека, в Крым вторглась большая ордынская армия.Подчинив своему влиянию полуостров, крымский престол занял племянник ордынского хана Ахмеда Джанибек. Эминеку чудом удалось избежать пленения, он укрылся в неприступном Эски-Кырыме. Теперь он понимает, что совершил непоправимую ошибку, ведь ханство МенглиГирая тем и отличалось, что царили мир и спокойствие. Нужно было исправлять ситуацию. В 1477 году Эминеку удается объединить крымских беев и сообща избавить Крым от ордынцев. Именно тогда они и приняли решение возвести на ханский престол Нур-Девлета. Однако и с Нур-Девлетом у Эминека не наладились отношения. И вот, после стольких лет карач бей Ширинский принимает новое решение. Он хочет вернуть своего давнего друга и покровителя МенглиГирая, против которого в свое время столько интриговал. Эминек пишет письмо Фатиху и просит его освободить из плена МенглиГирая.

Сегодня в османских архивах хранится несколько писем Эминека бея к султану, в которых он слезно просит вернуть на крымский престол из плена его законного государя.

Весной 1478 года Менгли Гирай возвращается и с помощью Эминека занимает ханский престол. Менглипрощает своего подданного, сохраняет за ним место карач бея, и выдает замуж одну из своих дочерей Махдум-Шах за сына ЭминекаДевлетекаШиринского.

Итак, именно Эминек стоял за будущим и долговечным союзом с Османской империей, который собственно и оценил Менгли Гирай. К сожалению, гораздо позже историки углядят в этом выгодном для двух государств тандеме некую вассальную зависимость Крымского ханства к Порте. Однако следует вновь подчеркнуть: никакого вассалитета не было. Не ханство платило налоги империи, а империя пополняла ханскую казну своими ежегодными выплатами на нужды крымскотатарского государства.

Что касается Эминека, то этот властный вельможа продолжал еще некоторое время играть в ханстве главную роль. Он участвовал в переговорах с московским князем Иваном III и, возможно, именно он устанавливает для Московского улуса, как тогда в официальных документах именовали Московию, данника Крымского ханства размер выплат в ханскую казну – ежегодную джазью (налог с немусульман). А за исполнением обязательств Московии перед ханством назначает своего сына Девлетека. В 1482 году Эминек становится союзником Великого князя Литовского Казимира IV и выступает посредником между князем и ханом о заключении мира. Однако после этого года имя Эминека больше не фигурирует в источниках. Вероятно, что этот бей, который принимал самое активное участие не только в жизни молодого ханства, но и влиял на ход его истории нашел вечный покой в родовом дюрбеШиринов. После себя он оставил троих сыновей Бараша, Довлетека и Кочека. Старшим двум предстояло занимать должности первого карач бея и сыграть немаловажную роль в истории Крымского ханства.

Гульнара АБДУЛАЕВА

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET