История в лицах / Эдие Бурнашева

16.02.202120:05

Эдие Бурнашевой было всего 17 лет, когда она ушла на фронт добровольцем. Услышав о начале войны, она оставила учебу в симферопольском политпросвет училище и поступила на двухмесячные курсы медсестер. Воевала в Керченском десанте, в составе 394-ой Криворожской Краснознаменной дивизии 3 Украинского фронта участвовала в боях за освобождение Кавказа, Кубани, Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии. В боях за Молдавию ее тяжело ранило в голову, контузило, но из госпиталя она вернулась в свою дивизию. Занятия спортом в юности очень помогли Эдие на войне, когда выносила на своих хрупких плечах раненых с поля боя или когда после артобстрела откапывала людей. Перед серьезными боями для поднятия боевого духа у солдат она вместе с подругами давала импровизированные концерты. Бывало, во время концертов прекращался артобстрел – немцы тоже слушали их песни.

Она вспоминает, как впервые столкнулась с человеческой смертью – взрывом бойцу оторвало голову, а тело стала конвульсивно дергаться. Эдие замерла от ужаса, не в силах даже заплакать. Ей объяснили, что это обычное дело на войне и нужно привыкать. Но привыкнуть к этому было невозможно. Поэтому самое страшное ее воспоминание – удушающий запах крови летом на передовой после боя. Из-за жары и нехватки перевязочного материала у солдат в ранах заводились черви…

Однополчане звали ее Идой. Восхищаясь ее красотой и грацией, называли Идиллией. Это имя стало для всех таким привычным, что даже в военном билете так и записали – Идиллия Бурнашева. Когда после 18 мая 1944 года с передовой стали снимать бойцов – крымских татар, Эдие отстоял командир дивизии, недоумевавший, как эту храбрую и самоотверженную сестричку можно обвинять. О депортации она знала заранее. Написала об этом родителям, но все письма просматривала цензура и родители письма не получили. Когда в 44-ом в родительский дом ворвались солдаты с автоматами, они, подумав, что их, так же, как евреев, везут на расстрел, взяли с собой только Коран. Уже после войны Эдие отыскала маму и сестру в колхозе имени Сталина под Сырдарьей, где они жили в ужасных условиях. Отца она так и не увидела — он умер за три дня до окончания войны, младшего брата фашисты угнали в Германию. Ее смелости можно позавидовать — проигнорировав все запреты, она перевезла семью в Ташкент. В 69-м с мужем и двумя детьми вернулась в Крым. Коммунисты-фронтовики, они с мужем натерпелись издевательств, когда их отказывались прописывать, штрафовали, обязали вернуть купленный дом хозяину. Хозяин вернул лишь половину суммы, уплаченной за дом, и на эти деньги они смогли купить старый домик с сырыми стенами, После вмешательства фронтового командира долгожданная прописка была получена.

На улице Розы Люксембург стоит дом, в котором ее семья жила до депортации. Она никогда не заходила в родной дом, не хотела беспокоить живущих там людей. Но каждый раз, проходя мимо, она не могла сдержать слез… Эдие Бурнашева умерла, когда ей было 94 года.

Эльмас СЕДВАПОВА

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET