Своя рубаха ближе к телу

12.04.202119:24

(по материалам прессы)

В середине марта в средствах массовой информации появилась новость. Госдума приняла в третьем чтении закон о просветительской деятельности и контроле международного сотрудничества образовательных организаций. Документ обязывает согласовывать эту деятельность с властями.

Согласно закону, просветительскую деятельность, в том числе научно-популярные лекции, а также любую работу вузов, связанную с международным взаимодействием, должно будет контролировать правительство. Закон обязывает образовательные организации согласовывать любые договора о международном сотрудничестве с министерствами, которым они подчинены. Закон должен вступить в силу с 1 июня 2021 г.

Надо сказать, что до принятия этого закона проходили бурные дебаты среди специалистов, связанных с образовательной деятельностью. При голосовании за этот проект его поддержали только представители «Единой России». Представители КПРФ и ЛДПР призвали отклонить его. «Против закона объединились все отечественные группы интеллигенции; президиум Академии наук обратился к президенту с просьбой не подписывать закон. Работники музеев, библиотек встревожились, не придется ли им согласовывать каждый свой шаг с начальством», – заявил первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ). По некоторым данным «порядка 270 тыс. подписей было собрано против этого закона на различных площадках», – добавил депутат, передает Интерфакс.

Возникает вопрос, с чем связано введение этого закона? По мнению авторов проекта, отсутствие регулирования просветительской деятельности в стране «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий». Вот еще несколько выдержек, характеризующих новый закон:

«Закон предполагает усиление контроля над просветительской деятельностью».

«Закон должен запретить сообщать учащимся недостоверные сведения об исторических, национальных, религиозных, культурных традициях народов». Что можно сказать об этом? Весь этот набор постулатов очень напоминает атмосферу доперестроечного периода в СССР. И, казалось бы, от всего этого все давно отказались. Но, оказывается, нет…. Идеологический фронт никуда не делся.

Здесь уместно привести доводы противников нового закона. Против законопроекта выступили многие российские деятели науки и культуры. Петицию, инициированную астрофизиком, ведущим научным сотрудником ГАИШ МГУ Сергеем Поповым, подписали 200 тыс человек.

В ней говорится, что принятие закона откроет «путь ряду ограничительных мер, которые негативно скажутся на популяризаторской деятельности в нашей стране», а многие просветительские проекты, основанные на энтузиазме их участников, «могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции».

Открытое письмо президенту страны с просьбой отклонить законопроект подписали более 600 российских деятелей культуры. В письме в частности говорится следующее: «Регулирование просветительской деятельности, о котором идет речь, по сути является формой предварительной цензуры, напоминающей о самых мрачных страницах российской истории и прямо ограничивает свободу слова и дискуссии в нашем обществе».

Кроме того, призыв отозвать законопроект о просветительской деятельности поддержали все члены президиума Российской академии наук.

Вот что сказал в одной из бесед с журналистами вице президент академии Алексей Хохлов: «Было направлено письмо от президента РАН на имя спикера Госдумы, но, к сожалению, никто даже не подумал связаться с нами и обсудить текст законопроекта. Мне кажется, это странно, особенно с учетом того, что просветительская деятельность – уставная для РАН».

А вот мнение руководителя центра общественно политических проектов Константина Листратова: «Законопроект напоминает “лучшие” образцы советских традиций в этом направлении, что не является шагом в сторону либерализации. С другой стороны, не совсем понятно, какими ресурсами власти собираются обеспечивать выполнение этого закона, учитывая количество образовательных учреждений и разного рода образовательных проектов и программ».

Однако сторонники нововведения не унимаются. Один из авторов проекта сенатор Климов заявил, что негативная реакция на законопроект «нагоняется точно не из России, а из Вашингтона».

Он также настаивал на том, что закон никоим образом не регламентирует ни научную, ни образовательную деятельность.

Ну, а теперь отложим на время дебаты сторонников и противников нового указа, вернемся на 4 года назад и вспомним дебаты по другим законопроектам, дебатировавшимся в Госдуме, но в конечном итоге не принятыми властями. А те законопроекты косвенно или даже прямо перекликаются с общей тематикой дебатов нынешних. Послушаем, о чем же шли дебаты 4 года назад.

Депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин внес поправки в закон «О противодействии коррупции» 14 ноября 2016 г. Как подчеркивал сам автор, проект направлен на прекращение распространенной практики направления родителями – чиновниками, топ-менеджерами госкомпаний и госкорпораций – своих детей для обучения за границу. «Это препятствует формированию в стране подлинно национальной управленческой элиты, вымывает кадры, способствует закреплению в России социального неравенства, отрыва правящего класса от народа», – обосновал свою инициативу коммунист Рашкин.

Поразмыслим над доводами депутата от КПРФ. С одной стороны, он выступает как настоящий коммунист и его мечты кажутся архаичными в условиях современного мира. С другой – он прав с точки зрения социального неравенства простолюдина на фоне процветающей элиты общества. Как знать, может быть, паренек недостаточно состоятельных родителей гораздо талантливее детей крупных бизнесменов, но путь на учебу за рубеж открыт только детям богатых родителей.

Разумеется, поправки депутата Рашкина не были поддержаны большинством в сенате. Почему? Вот доводы. По мнению зампреда Комитета по безопасности и противодействию коррупции, единоросса Анатолия Выборного, запрет, предлагаемый Рашкиным, представляется «юридически необоснованным». «С такими общими принципами нельзя подходить к регулированию такого сложного процесса, как семейные отношения», – утверждает он.

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности не поддержала предложение депутата Рашкин, мотивируя это тем, что «нормы законопроекта направлены на ограничение конституционных прав несовершеннолетних детей – граждан Российской Федерации и на образование». Вот так, читатель, все просто и ясно! А ведь если сравнить тему первой половины статьи со второй, они полностью перекликаются между собой. Тема одна – «Недопущение растления душ молодого поколения страны всяким, там чуждым идеям Запада и вообще зарубежа». Но в одном случае, когда дело касается учащейся молодежи в стране, государство «защищает» ее от тлетворного влияния Запада. А во втором – оно защищает элитную молодежь страны, обучающуюся на Западе (читай своих детей) от назойливой опеки депутата-коммуниста Рашкина, не дающего их чадам вкусить западные либеральные идеи… Вот и рассуди, кто же из них прав? А если призадуматься глубже, кто же больше подвержен «тлетворному влиянию Запада», учащиеся в отечественных ВУЗах студенты или же несформировавшиеся чада высшего сословия общества, получающие образование за рубежом? Наверное, и отвечать даже не стоит….  И, думается, присутствия одного из родителей рядом с несовершеннолетним ребенком за рубежом будет явно недостаточно для недопущения проникновения чуждых идей в душу несформировавшегося подростка. Там в семье, пожалуй, понадобится еще один штатский идеологический работник… Сами знаете, какая нынче молодежь шустрая! За ней глаз да глаз нужен…. Ну, а по большому счету из запасников вынут застарелый лозунг «борьбы с иностранным влиянием», давно выброшенный горбачевской перестройкой на задворки истории…. Даже и не знаешь, что еще сказать….

Али БЕШУЙЛИ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET