Не за что, а почему

20.09.20229:47

От осени к осени, от сентября до сентября – ровно год от исчезновения, поисков и до ожидания приговора. Ожидания постольку-поскольку… так как приговор был известен еще в самом начале – в первой осени, в том сентябре.

Согласитесь, когда калечится жизнь целой семьи – нет принципиальной разницы 19 лет или 20. Этот год важен уже потом для самого человека, а в общем…. Со времен советской школы карта России была подзабыта, но теперь её можно освежить по карте содержания крымскотатарских узников.

Ожидание приговора – это результат годовалой борьбы семей, адвокатов, всех тех, кто стоял под зданием суда, платил за надуманную вину штрафы и сидел сроки за административные нарушения. Кроме того, крымские татары не жертвы несправедливости, и не жертвы вообще. На скамье подсудимых они не ЗА ЧТО, а ПОЧЕМУ?

Так давайте немного поговорим «Почему».

Может, потому что просто – крымские татары, коренной народ Крыма, потому что еще недавно их везли в неизвестность в товарных вагонах, уморив при этом почти половину населения? Может потому что искорёжили судьбы нескольких поколений, которые жили на чужбине в пол силы, надеясь, ожидая возвращения на Родину? Может, потому что теряли язык, культуру, себя? Может, потому что то, что другим давалось просто так, крымские татары добивались в постоянной борьбе и еще сотни таких «потому что».

Сейчас мне начнут кричать, что крымских татар реабилитировали. Но я даже не буду далеко углубляться, рассуждая, что это дало. Просто отмечу, что реабилитация нужна, чтобы виновный признал ошибки, принял на себя вину за насильственную депортацию, за насильственно отнятые дома, насильственно отнятую Родину.

Напомните, что из этого реализовано, скольких судили или оштрафовали или хотя бы предупредили за то, что кричат, пишут, что крымские татары были правильно депортированы, и не мешало бы выселить их из Крыма сейчас? И кричат они так, потому что, во-первых, это совершенно безнаказанно. И здесь ещё нет тысяч «потому что» более ранних и сотен «потому что» последнего периода.

И всё равно крымские татары, опираясь на свои принципы, один из которых – ненасильственная борьба, пытаются мирно сосуществовать, но и здесь в системе жизненных координат несоответствия. И даже небольшое проявление свободолюбия уничтожает «дружбу народов», постоянно проговаривающиеся принципы демократии и человеческие черты вообще.

Это мягко, в общих чертах.

Теперь то, что касается судебных заседаний в апелляционном суде, исследований, свидетельств, толстых папок. Суть – одна сторона выдумывает сюжеты, вторая – ищет отличия. Но, к сожалению, найденные «стотыщ» отличий от правды никак не влияют ни на процесс, ни на выводы.

Говорить особенно не о чем, разве только отметить поведение свидетелей, которые уже на суде заявили, что свидетельствовали под пытками и поэтому в реальности остались только тайные свидетели, чьих лиц никто не видел, чьи голоса были изменены, а один из них величал светлокожего и голубоглазого Наримана Джеляла «чернявым».

Из всего происходившего стоило бы послушать адвокатов, разложивших скелет дела вплоть до мелких косточек по местам, но это никак не повлияло на решение, принятое еще в той первой осени, в том сентябре. И что точно стоило бы послушать – это последнее слово на заключительном заседании суда Наримана Джеляла, Асана Ахтема, Азиза Ахтема, и всё станет на свои места, это слова принципиальных людей, любящих свой народ (и это непустая патетика), любящих свою родную землю (и это непустой звук, не гимны, «поющиеся» шевелением губ невпопад и с бессмысленным выражением глаз). Это настоящее, правдивое, искреннее.

Такие люди не подпиливают газовых труб, не прокалывают шины и не подкладывают на стулья кнопок. Но они готовы сидеть по подложному обвинению 20 лет ради системы ценностных координат, которая строится на свободе, воле, любви.

АЙ-СЕРЕЗЛИ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET